89036251134  84993907651

Лубок. Немного из истории...

Опубликовано: 15.02.2012

Немного из истории…

 

К такому хорошо всем известному направлению примитивного искусства как лубок все мы относимся с некоторым скептицизмом, хотя мало кто знает, что это народное искусство пришло к нам из-за границы. Почти во всех западных странах в XVI-XVIII веках лубок был очень популярен, да и сегодня многие европейские сувениры несут в себе черты этого незатейливого промысла. Лубок пришел в Россию как род графического искусства, но в специфических условиях нашей страны трансформировался, и, помимо традиционного, получил новое распространение, со своим названием русский рисованный лубок.

Начало этому направлению положили старообрядцы, которые для сохранения и распространения своей веры стали рисовать настенные картинки. Это искусство имело высокий нравственный и просветительский смысл. Художники работали жидкой темперой, нанесенной по легкому предварительному рисунку. Они пользовались растительными и минеральными красками, вручную разводимыми на яичной эмульсии или камеди.

Сильно разведенная темпера позволяет работать в технике прозрачной живописи, подобно акварели, и дает в то же время ровный кроющий тон. Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати, он целиком исполнялся от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов - все производилось самим художником. Поэтому нет двух одинаковых рисунков даже в повторяющихся сюжетах.

Большое место в искусстве рисованного лубка занимают картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников. В них трактуются темы добродетельных и порочных поступков людей, нравственного поведения, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о муках грешников, несущих жестокую кару после смерти.

В некоторых картинках трактовалась идея искупления и преодоления греховного поведения еще при жизни, восхвалялось нравственное поведение. В этом отношении интересен сюжет «Аптека духовная», к которому неоднократно обращались художники. Смысл притчи, заимствованный из сочинения "Лекарство духовное" - излечение от грехов с помощью добрых дел, - раскрывается в словах врача, который дает пришедшему к нему человеку следующие советы: «Приди и возьми корень послушания и листья терпения, цвет чистоты, плод добрых дел и изотри в котле безмолвия... вкушай лжицею покаяния и тако сотвориша, будеши совершенно здрав». Значительную часть в массиве настенных рисованных картинок составляют текстовые листы. Стихи духовно-нравственного содержания, песнопения на крюковых нотах, назидательные поучения, как правило, выполнялись на листах большого формата, имели красочное обрамление, яркие заглавия, текст расцвечивался крупными инициалами.

Свое название лубок получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в XVII в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В XVIII в. луб заменили медные доски, в XIX-XX вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей XVII – начала XX в. и газетой и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры, мультфильмы.

В Петербурге большими тиражами расходились картинки с рассказами о примечательных событиях в мире. Так, Кит, пойманный в Белом море, Чудо лесное и чудо морское повторяли сообщения газеты «Санкт-Петербургские ведомости». В годы успешных боев Семилетней войны (1756–1763) были созданы картинки с изображениями отечественных конных и пеших гренадеров, с портретами известных полководцев. Немало лубков со сценами победных сражений появилось в период русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791. Так петербургский лубок становился своеобразной иллюстрированной газетой для широких кругов малограмотных читателей. В то же время в Москве, лишенной Петром титула столицы, стали распространяться и антиправительственные лубки. Среди них – изображения нахального кота с огромными усами, внешне похожего на царя Петра, чухонской бабы-яги – намека на уроженку Чухонии (Лифляндии или Эстонии) Екатерину. Так народный сатирический лубок положил начало российской политической карикатуре и изобразительной сатире.

Былинные герои на лубочных картинках нередко изображались в момент их триумфа над соперником. Царь Александр Македонский – во время победы над индийским царем Пором, Еруслан Лазаревич – одолевавшим семиглавого дракона. Илью Муромца рисовали поразившим стрелой Соловья-Разбойника, причем Илья походил на царя Петра I, а Соловей – на сокрушенного им шведского короля Карла XII. Большой популярностью пользовались и лубочные серии про русского солдата, одолевающего всех врагов. Во время Отечественной войны 1812 было издано множество патриотических лубков с рисунками и подписями. Под влиянием устойчивых приемов изображения народных потешных листов, в годы той войны, появились авторские имитации народных лубков, выполненные профессиональными художниками в лубочном стиле. Среди них – офорты И.И.Теребенева, А.Г.Венецианова, И.А.Иванова, отобразившие изгнание войск Наполеона из России.

Многие мастера кисти и слова России искали в лубочных листах, их доходчивости и популярности, свои источники вдохновения. Учиться этому призывал учеников И.Е.Репин. Элементы лубочной графики можно найти в творчестве В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева, ряда других художников начала XX в.

Художественный опыт народа, его чувство красоты и меры оказали немалое влияние на известных художников Михаила Ларионова и Наталью Гончарову. Именно они в 1913 устроили первую в России выставку лубочных картинок.

В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Летунов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок», возродившую старинные традиции батального лубка XIX в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника.

Кукрыниксы – яркие представители московского сатирического лубка, были очень популярны в прошлом XX веке. Книжки с их знаменитыми карикатурами были любимы и детьми и взрослыми.

Сегодня, когда так не хватает добрых, родных сказочных персонажей и героев, самое время возродиться русскому рисованному лубку, русской рисованной графике. Своей простотой, искренностью, тесной связью с родной природой и обычной человеческой жизнью, с ее слезами и смехом, наше родное искусство может сделать мир вокруг нас светлее, радостнее и добрее.  

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки