Удальцова Надежда Андреевна 29 декабря 1885 (10 января 1886), Орёл – 25 января 1961, Москва
Живописец, график, педагог. Одна из амазонок русского авангарда.Наиболее ярко проявила себя в кубизме.
Удальцова родилась 29 декабря 1885 года в Орле в семье офицера. В 1892 году в связи с новым назначением отца семья переехала в Москву, где Надежда Андреевна обучалась в гимназии до 1905 года. Художественное образование она получала в московских студиях К.Ф. Юона (1906-1909) и К. Киша (1909-1911), где познакомилась с авангардистами Л.С. Поповой, В.И. Мухиной, А.А. Весниным. В 1912-1913 годах обучалась в парижской академии "Ле Палетт" у художников Анри Ле Фоконье и Жана Метценже, во многом переняв их видение кубизма. По возвращении в Москву она вместе с Поповой работала в мастерской В.Е. Татлина на Остоженке, где собирались многие представители московского авангарда. На основе этого сообщества в 1914-1915 годах образовался и функционировал так называемый "кубистический кружок".
В 1914 году Удальцова стала членом художественного объединения "Бубновый валет", выставка которого стала ее экспозиционным дебютом. В это время она активно работала над своими кубистическими построениями, основываясь на впечатлениях от натуры: "Кухня" (1915), "Красная фигура" (1914-1915), "Синий кувшин" (1915), "Скрипка"(1914), "Музыкальные инструменты"(1915), "Машинистка" (1910) и др. Многие ее кубистические работы были выставлены на "Первой футуристической выставке картин "Трамвай В"" и "Последней футуристической выставке картин "0,10" в Петербурге в 1915 -1916 годах.
Причастность к супрематизму связана для Удальцовой с приглашением от Н.М.Давыдовой в октябре 1916 принять участие в изготовлении декоративных рисунков для артели вышивальщиц «Вербовка». Удальцова, как и другие приглашённые художники, сделала ряд супрематических эскизов. Выполненные по ним вышивки были показаны на Второй выставке современного декоративного искусства в 1917 г. в Москве. Затем последовало участие в художественном кружке «Супремус» (собрания проходили на квартире Удальцовой на Смоленском бульваре). На этом связь Удальцовой с супрематизмом завершилась.
В первые послереволюционные годы Удальцова полностью отдала себя организационной и преподавательской работе.
Брак с художником А.Д.Древиным в 1919 г. знаменует для Удальцовой новый этап в творчестве -
Древин и Удальцова ищут новых путей в живописи и находят их в открытии особых возможностей цвета. С конца 1920-х и на протяжении 1930-х, объединившись в поисках, они приходят к оригинальной манере письма, схожей у обоих, но не свойственной никому другому. Формально они порывают с авангардом, но внутренне остаются в пределах его притяжения.
Творческие поездки на Урал (1926–1928), Алтай (1929–1932) и в Армению (1933) способствовали «возврату к природе», но «реализм» Древина и Удальцовой оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма.
В 1938 Древин был арестован и через полтора месяца расстрелян (Удальцова узнала об этом только в 1956).
Позднее творчество Удальцовой – между редкими заказами она работала «для себя» – вписывается в рамки традиционного реализма, однако некоторые натюрморты отдалённо напоминают об её парижских уроках.